Основу армянских танцев составляют пружинистые движения. В каждой композиции они выполняются по-разному: глубоко или поверхностно; с различным интервалом и скоростью. Одним из основных критериев классификации выступает манера исполнения, согласно которой армянские танцы делятся на три большие группы с последующей классификацией внутри каждой:
К наиболее известным военным композициям относятся берд и трахаг, которые исполняют исключительно мужчины. В берде танцоры взбираются друг другу на плечи, образуя двухэтажную стену, что символизирует те времена, когда жителям приходилось защищать свои земли от многочисленных завоевателей. Особенностью трахага является использование в процессе исполнения различного оружия (сабель, мечей, заостренных палок), с помощью которого имитируются движения воина. Этот танец изначально имел важное обрядовое значение — oн внушал мужчинам отвагу перед военными походами.
Армянский танец невесты — это узундара, который исполняется женщиной сольно. Pодиной узундары является Нагорный Карабах. Именно там появилась традиция, по которой невеста отдает дань родителям и прощается с родным домом перед свадьбой в процессе танца. Все движения характеризуются пластичностью, нежностью, сдержанностью и исполняются в медленном темпе.
На территории Восточной Армении очень популярен танец шалахо. Он имеет достаточно много интерпретаций. Существуют разные теории его происхождения, однако большинство склоняются к мнению, что первоначально он возник именно в Армении, а позже распространился на близлежащие территории. Чаще всего армянский танец шалахо исполняют двое мужчин и одна женщина. Мужчины по сюжету хореографической композиции борются за расположение и внимание прекрасной дамы, демонстрируя свои достоинства. Они двигаются энергично и экспансивно, а женщина, напротив, выполняет сдержанные и пластичные движения.
Виды танцев
Материал скомпонован и отредактирован: Аршам Агамалян